Образование детей с ОВЗ
Документы. Федеральный уровень
Согласно ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации в России гарантируется общедоступность образования, а значит, государство гарантирует создание условий для получения образования различными категориями обучающихся, в т.ч. лицами с нарушениями здоровья, независимо от факта наличия или отсутствия инвалидности.
Статьей 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ закреплена гарантия по обеспечению доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с положениями названной нормы закона содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В связи с этим, для получения общего образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Индивидуальную программу реабилитации разрабатывает Бюро медико-социальной экспертизы (ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Условия должны быть созданы в соответствии с Рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).
Адаптированными образовательными программами считаются программы, содержание которых изменено с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (с учетом особенностей здоровья ребенка, вернее, ограничений здоровья). Такие программы не обязательно должны отличаться по содержанию учебного материала от обычных образовательных программ, изменения могут касаться технологии, методов, способов обучения. Например, могут использоваться иные учебные пособия, специальные приспособления, в т.ч. специальное программное обеспечение и т.п. Для слабовидящих и слепых детей это могут быть учебные пособия, напечатанные по Брайлю, а при обучении таких детей будет привлекаться тифлопедагог и использоваться тифлотехника (например, для чтения «говорящих» книг).
Образовательные организации, в которых обучаются дети с ограниченными условиями, должны создавать для них специальные условия. Это может быть как соблюдение требований по освещенности классных комнат и иных помещений, специально подобранная мебель, оборудование, так и организация дополнительного присмотра и ухода, специализированного питания и т.п.
Отсутствие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. Следовательно, создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью указанных образовательных организаций, и лицу с ограниченными возможностями здоровья не может быть отказано в приеме на основании того, что в данной образовательной организации отсутствуют специальные условия для получения образования.
Несоблюдение образовательным учреждением указанных выше правовых норм при осуществлении образовательной деятельности является основанием для привлечения образовательной организации к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нормативная база и материалы по ФГОС детей с ОВЗ
Проекты стандартов НОО для детей с ОВЗ
Проекты стандартов НОО для детей с ОВЗ. (материалы с сайта «ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/)
- ФГОС В РЕДАКЦИИ 23.12.2014
- ПРОЕКТЫ ФГОС В РЕДАКЦИИ 21.11.2014
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ И ПОЗДНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ (Проект)
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (Проект)
Проекты адаптированных ООП для детей с ОВЗ
Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19.10.2015 г.(материалы с сайта «ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/)
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся в редакции 19 октября 2015 года с изменениями, внесенными 16 декабря 2015 года
- Изменения, внесенные в Примерную адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся 16 декабря 2015 года
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с изменениями, внесенными 11.12.2015 (с. 457-458)
В школе в 2020-2021 учебном году детей с ОВЗ нет