- Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов.
- Уроки формирования функциональной грамотности.
- Открытый банк заданий по функциональной грамотности.
- PISA - программа международной оценки учащихся организации экономического сотрудничества и развития.
Функциональная грамотность
Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО в 1957 году. Изначально функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
В настоящее время функциональная грамотность является «одним из главных результатов образования и ориентации в мире профессий» (согласно Г.С. Ковалёвой, руководителю Центра оценки качества образования Института стратегии развития образования Российской академии образования, к.п.н.)
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (А. А. Леонтьев, лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук).
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
- Естественнонаучная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
- Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
- Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
- Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. По версии PISA, креативное мышление является способностью критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
-
Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
-
критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
-
осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
-
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Нормативно-правовые документы федерального уровня
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ № 590/219 от 06.05.2019 "Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Открытый банк заданий по естественнонаучной грамотности ФИПИ
Методические материалы
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ "Сборник информационных и методических материалов"
И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев "ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ", учебно-методическое пособие
Портал «Моифинансы.рф»
Образовательно-просветительский сервис Минфина России по развитию финансовой грамотности, базирующийся на принципах клиентоориентированности. НИФИ Минфина России является ответственным за поддержание и развитие данного портала. На портале представлена интерактивная карта субъектов Российской Федерации, материалы по финансовой грамотности в конкретных жизненных ситуациях, методические материалы для педагогов, а также календарь федеральных и ключевых региональных событий. Дирекцией финансовой грамотности НИФИ Минфина России (далее – Дирекция финансовой грамотности) разработаны Инструкция по установке виджета «Моифинансы.рф» на региональные сайты по финансовой грамотности и Руководство по использованию фирменного стиля «Моифинансы.рф» (брендбук). Эти материалы позволяют создать единое смысловое онлайн-пространство финансового просвещения, объединив федеральный ресурс «Моифинансы.рф» с тематическими ресурсами субъектов Российской Федерации. Основным инструментом взаимодействия с профессиональным сообществом на федеральном уровне также являются социальные сети. Дирекцией финансовой грамотности ведется просветительская работа в сетях Инстаграм, #obr57, ВКонтакте, Яндекс.Дзен, Телеграм. На этих страницах регулярно публикуется информация по актуальным вопросам личных финансов и защиты прав потребителей финансовых услуг. Вся информация носит исключительно просветительский характер и может быть использована заинтересованными гражданами, экспертами, педагогами, сотрудниками федеральных и региональных ведомств, региональных центров финансовой грамотности, центров социального обслуживания и занятости населения, многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг и др.
Нормативно-правовые документы регионального уровня
Приказ управления образования от 29.09.2021 № 272/1-д «Об утверждении муниципального
плана-графика реализации мероприятий по обеспечению формирования функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений город
Нормативно-правовые документы муниципального уровня
Нормативно-правовые документы школьного уровня
Выписка из протокола педсовета от 22.10.2021 года № 3
В нашей школе прошло заседание школьного методического объединения по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся, формирования функциональной грамотности школьников как условие повышения качества общего образования.
Обучающиеся 8 класса приняли участие в тестировании с использованием Электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности по двум основным направлениям исследования: читательская грамотность, математическая на сайте https://fg.resh.edu.ru/
Функциональная грамотность, математическая грамотность 8 класс , протокол,результатов, 14.12.2021
Функциональная грамотность,читательская грамотность, 8 класс, протокол результатов, 14.12.2021
Материалы для учащихся, педагогов, родителей по формированию и оценке функциональной грамотности
7.Сетевое взаимодействие ОО
Банк заданий по функциональной грамотности ФГБНУ «Института стратегии развития образования Российской академии образования»
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/